Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке
Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств. Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме. Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.
К 2002 году размер вкладов российских граждан в банках может превысить 700 млрд рублей. Инвестиции в страхование жизни и имущества дорастут до 9 млрд. Основной прирост обеспечит средний класс.
У понятия "средний класс" есть немало определений. Но с точки зрения человека, работающего на рынке финансовых услуг, одним из важнейших критериев следует считать инвестиционное поведение. Представитель среднего класса — это тот, кто живет на зарплату, но при этом создает долгосрочные стратегические сбережения на крупные покупки, на старость и просто для получения дополнительного дохода. В отличие от среднего класса люди бедные если и делают сбережения, то краткосрочные, "до зарплаты", "на черный день". Богатых же людей просто мало. Соответственно, именно средний класс в благополучной стране оказывается основным субъектом, предъявляющим спрос на услуги финансовых институтов. Впрочем, в России, все еще находящейся в переходном состоянии, все эти критерии пока работают не столь четко. Как показало исследование "Стиль жизни среднего класса", проведенное журналом "Эксперт" и группой Monitoring.ru, даже у среднего класса и близких к нему групп культура сбережений не развита — только 60% представителей этой категории населения делают сбережения. Однако макроэкономические условия складываются таким образом, что гражданам просто некуда будет деться, кроме как нести свои лишние деньги в финансовые институты. В последнее время уровень жизни растет. По данным Госкомстата, реальные денежные доходы населения в 2000 году выросли более чем на 9%, а реальная заработная плата — на 22,5%. В 2001 году рост продолжился: реальные денежные доходы населения выросли в первом квартале на 3,2% по сравнению с первым кварталом 2000 года, реальная зарплата — на 18,8%. Параллельно растет и потребность в сбережениях. По данным исследовательского центра "Комкон-2", доля лиц, не делающих сбережений, сократилась в Москве с 92% в 1999 году до 88% в 2000-м. В регионах доля тех, кто сберегает более 10% своего дохода, за год выросла, по этим же данным, с 4% до 4,8%, а в Москве — с 3,2% до 5,8%. По утверждениям экспертов, в настоящее время в России сложились предпосылки для устойчивого роста реального размера денежных доходов населения на 5-7% в год в течение по меньшей мере ближайших трех лет. С учетом инфляции в 15-20% этот рост выразится в увеличении номинальных денежных доходов населения на 20-30% в год. Что же из этих средств достанется операторам инвестиционного рынка?
Будут ли страховаться Если готовность потребителей к инвестированию в депозиты и валюту напрямую привязана к уровню их доходов, то на страховом рынке ситуация более сложная. Страховое поведение определяется, с одной стороны, способностью платить страховую премию, а с другой стороны, наличием страхового интереса, или, иначе, какой-либо ценности, стоимость которой потребитель желает сохранить. Понятно, что и то и другое в значительной степени определяется уровнем дохода. Связь страховой активности с доходом подтверждается эмпирическими данными и на рынке страхования автомобилей, и на рынке страхования имущества (см. таблицы 1 и 2). Но, оценивая перспективность вовлечения человека в страховую игру, помимо дохода следует учитывать и стоимость его имущества. Эта связь хорошо видна на примере страхования автотранспорта. Если среди иномарок застрахован 31% автомобилей, то среди машин российского производства — только 25%. То же самое и с возрастом машин. Среди иномарок в возрасте до пяти лет застраховано 42% машин, а среди более старых автомобилей — только 18% (см. таблицу 3). Еще один фактор, который влияет на вовлеченность людей в страхование, связан с их общей потребительской мобильностью. Потребители часто воспринимают страхование не как инструмент, обеспечивающий стабильность, а как сложный, рискованный, но модный финансовый инструмент. Поэтому среди страхователей велика доля тех, кто стремится к образу современного человека и при этом склонен к риску. Однако очевидно, что и возможность выплачивать страховую премию, и наличие имущества, и даже потребительская мобильность людей в значительной мере определяются уровнем дохода. Поэтому для прогнозирования спроса на этом рынке можно взять за основу связь страховой активности с уровнем доходов населения. На графике 2 представлена эта зависимость, полученная на основе реальных данных за период с 1997-го по 2000 год. Опираясь на нее, можно спрогнозировать размер рынка страхования имущества населения в этом и в будущем году. Исходя из номинального роста доходов населения на 25% в год можно предположить, что в 2001 году расходы граждан на страхование имущества составят примерно 6,6 млрд рублей, а в 2002-м — 8,5 млрд рублей. Таким образом, мы видим, что существуют по крайней мере линейные зависимости уровня накоплений населения и уровней дохода, поэтому при условии продолжения экономического роста можно ожидать довольно существенного увеличения количества денег, которые российские граждане решатся разместить в различных финансовых институтах.
Таблица 1. Зависимость страхования автомобилей от дохода